Школьный музей

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

В 1904 году в селе Парная появилась первая школа, которая дала путёвку в жизнь тысячам выпускников. Зданию современной школы в декабре 2016 года исполнилось 40 лет. Это и многое другое можно узнать из экскурсий, проводимых в школьном музее. Музей в Парнинской школе существует с 60-х годов 20 века. Сначала это был Ленинский зал в старой школе, в котором был собран огромнейший материал о вожде революции, переписка с теми, кто встречался с Лениным.

1964 год. В этом году в школе стала работать пионервожатой, а затем учителем математики и биологии Иконникова Валентина ЕгоровнаОна переехала в Парную из соседнего села Ораки, где эта увлеченная, доброжелательная учительница вела с учащимися большую поисковую работу и открыла Ленинскую комнату. Известный краевед Шарыповского района Буркина Елена Васильевна (в те годы ученица Оракской школы) вспоминает, что благодаря Валентине Егоровне «влюбилась в краеведение».За один год Валентина Егоровна создала в Парнинской школе Ленинский зал, подключив к поисковой работе учителей и учащихся школы. Писали письма в музеи Ленинградской области, квартиры, где жил когда-то Ленин, Центральный музей Ленина в Москве, музей Ленина в Варшаве, в Германии. Адресаты присылали фотокопии документов, писали пожелания юным краеведам. Получали письма из Уфы, Львова, Подольска, Баку, с. Шушенское, Горки. вязали переписку с революционерами, видевшими Ленина: С.К. Гилем, Е.П. Онуфриевым, Виноградовым, Голубевым. Оформили более десяти альбомов. Каждый класс получал свое задание. Материалы торжественно передали в Ленинский зал школы, оформили стенды: «Воспоминания революционеров, видевших В.И.Ленина», «В.И. Ленин в сибирской ссылке», «В.И.Ленин и революция», «В.И.Ленин за границей» и другие. К юбилейным революционным датам материал пополнялся.

1966-1970 гг. Комната-музей краеведения

Сохранился приказ директора школы Божко Федора Афанасьевича от апреля месяца 1966 года о создании комиссии для организации работы по содержанию комнаты-музея краеведения. В этот же период музей начинает расширять поле деятельности. Учащиеся вместе со своими классными руководителями стали собирать старинные вещи, ходили по домам жителей села, расспрашивали о погибших на войне.

В результате появились в Ленинском зале витрины с семейными реликвиями, старинными вещами, оформлен стенд «Земляки, погибшие в годы Великой Отечественной войны». Иконникова Валентина Егоровна вела большую поисковую и организаторскую работу, будучи сама увлеченным человеком, нашла единомышленника в лице Манохиной (Рябчиковой) Марии (Манефы) Павловны, учителя биологии. В 1970 году трагически оборвалась жизнь Иконниковой Валентины Егоровны. Шел год 100-летнего юбилея В.И.Ленина. Проводилась в школе большая работа по обновлению Ленинского зала. Это был коридор второго этажа школы, где стало традицией проводить торжественные сборы, приём в октябрята, пионеры и комсомол. Стоять на посту №1 возле скульптуры Ленина могли только самые достойные учащиеся. Ленинский зал еще не считался музеем, не было у него такого статуса. Не было должности – руководитель музея. Всей поисковой и краеведческой работой занимались учащиеся с классными руководителями под руководством организаторов воспитательной работы в школе.

70-е годы. Школьный краеведческий музей

Работу, начатую Иконниковой В.Е. продолжила Манохина Мария Павловна. Совместно с учащимися вела длительную переписку с сыном Ладеева Николая Ильича, грамотного переселенца, работавшего в Парной учителем еще в 30-е годы. Сохранились письма с очень интересной информацией о жизни села того времени. Мария Павловна, сама выпускница Парнинской школы 40-х годов, проработала в школе 50 лет, из них многие годы занималась краеведением. Под ее руководством велась переписка с Днепровскими школьниками. Есть в музее присланные в результате переписки: фотографии, гильза с Днепровской землёй, информация о Героях Советского союза, учениках нашей школы Елисееве Г.С. и Прокопчике А.П., воевавших на Днепре. В те годы районные комитеты комсомола и партии присылали рекомендации, задания к плановым идеологическим мероприятиям. Учащиеся со своими классными руководителями оформляли альбомы, устраивали заочные экскурсии по Ленинским местам, собирали коллекции значков. На пионерских сборах рапортовали о выполнении. Иногда на мероприятия приезжали представители райкома комсомола. В музее сохранилось инструктивно-методическое письмо «О краеведческой работе в школе» с резолюцией директора школы Божко Ф.А.: «Ознакомить всех». В этом письме говорится: «…Школьное краеведение требует серьезной организации. Им должны заниматься все учителя, а не только выделенные руководители, и не только в порядке внеклассной и внешкольной работы, но и в процессе преподавания всех предметов… итоге всей работы должны создаваться школьные краеведческие музеи. Экспонатами будут служить собранные и обработанные материалы с разделением на: геологические, географические, исторические, биологические и другие направления…».

1976 год. В этот период шло строительство новой школы. На зимних каникулах 1976-1977 учебного года школа переезжала в новое кирпичное светлое здание. Для музейных экспонатов выделили коридор третьего этажа. На стенах разместились стенды, но часть экспонатов и материалов еще несколько лет хранилось в коробках. Только намного позже под экспонаты выделили методический кабинет, расположенный на третьем этаже (помещение современного музея). Это были годы, когда активность педагогов и учащихся в учебе и труде поощрялась поездками по стране. Учащиеся в сопровождении педагогов побывали в Шушенском, Москве, Ленинграде, Харькове и многих других городах Советского Союза. О чем свидетельствуют многочисленные фотографии, воспоминания, альбомы-отчеты о поездках. В одном из приказов по школе говорится: «В целях отдыха и в целях пополнения музея школы материалами о жизни и деятельности В.И.Ленина, командировать в Шушенское группу учащихся Парнинской средней школы в сопровождении учителей…».

1981-1985 гг. Летопись войны

Сохранилось в архиве музея Постановление бюро Шарыповского районного комитета комсомола от 1 ноября 1981 года «О проведении районной поисковой экспедиции комсомольцев и молодежи, пионеров и школьников «Летопись Великой Отечественной войны в период с 1981 по 1985 гг.». В школе стали проводиться встречи учащихся с очевидцами Гражданской войны, ветеранами и работниками тыла Великой Отечественной войны. Велись записи воспоминаний фронтовиков, поиск и сбор документов и реликвий военного времени. Разрабатывался и осуществлялся широкий комплекс мероприятий совместно с активами комсомольских организаций и Советом Ветеранов войны и труда. Вся краеведческая работа в школе вменялась в обязанности организаторам воспитательной работы, учителям истории и географии. Классные руководители вели работу по различным направлениям: физическое воспитание, нравственное, военно-патриотическое, трудовое, профориентационное и др.

Музей «Исторического краеведения»

В 1987 году районный комитет партии и районный комитет комсомола вручили музею паспорт. Учитель истории Черенёв Геннадий Николаевич назначается руководителем школьного музея «Исторического краеведения». Такое название музея значится в документе того времени. Учащиеся под руководством педагогов пишут рефераты, основанные на материалах музея и поисковой работе. В этот же период происходит большая реконструкция музейной комнаты. Сделали стеклянные витрины, новые стенды. Учащиеся своими руками изготавливали различные макеты, реконструкции исторических событий.

Как значится в паспорте музея, направления работы: военно-патриотическое, человековедение (трудовые успехи и достижения земляков), археология, этнография, история села и школы, природа-человек-общество (экологическое) и др.

Музей Боевой Славы и краеведения

1995-2003 гг. В паспорте музея, датированном 1995 годом, значится уже другой статус — «Музей Боевой славы и краеведения». Профиль — «Краеведение». Большую работу по инвентаризации имеющихся экспонатов организовал учитель истории Сенють Павел Альбинович. С 2001 года музеем руководила Кравченко Раиса Дмитриевна, учительница немецкого языка, проводившая работу по систематизации материалов музея, созданию истории школы. На тот момент задача музея заключалась в том, чтобы сделать историю школы зримой, и таким образом способствовать формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся, воспитанию бережного отношения к традициям и истории школы, сохранить связь поколений, потому что школа была в преддверии своего столетия.

2004-2010 гг. К 100-летнему юбилею школы по инициативе директора школы Сверчкова Николая Викторовича прошла очередная реконструкция: приобретены новые стеклянные стеллажи, расширена музейная комната (теперь составляет 52 кв.м), оформлены новые разделы экспозиции. В сентябре 2005 года приказом директора назначена руководителем школьного музея Сверчкова Тамара Никаноровна.

В этом же приказе говорится: «…музей должен работать в соответствии с образовательной программой школы как ресурс для воспитательной работы школы, так и классных коллективов». Цели и задачи работы музея теперь определяется основными задачами учебно-воспитательной работы в школе, Уставом школы, Положением музея, возможностями комплектования основного фонда, интересами педагогов и учеников. На материалах музея пишутся рефераты и доклады, сочинения, газетные статьи, тем самым закладываются навыки научно-исследовательской работы. Одно из условий успешной организации деятельности школьного музея – преемственность в работе актива: в его состав включаются учащиеся разного возраста. Встречи с интересными людьми, местными поэтами и художниками легли в основу мероприятий, проводимых музеем. На базе музея начала активно проводиться исследовательская работа. Осуществлены проекты: «Колесо истории», детско-взрослые проекты «Памятник», «В мире красок и полотен» (по творчеству художника-земляка Сироткина Н.Г.) Вписаны страницы в летописи школы и села. За большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересных экспозиций и успехи в воспитании учащихся музею выдается Свидетельство №12119.

Информация о музее вписывается в реестр музеев образовательных учреждений Красноярского края под номером 262. Неоднократно актив музея, коллектив учителей школы, руководитель музея награждались грамотами, дипломами и благодарственными письмами. Изменилась структура работы музея. Работает Совет музея , в который входят: районное общество «Поиск», Совет ветеранов села, классные краеведческие группы, классные руководители, учителя истории, географии, ИЗО, ДЮЦ, СДК. Огромная работа проводилась в направлениях: история села в истории страны, история семьи в истории села. И сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Тамара Никаноровна пишет книгу об истории села Парная, тесно сотрудничая с музеем, используя богатый фондовый материал.

2011-2018 гг. Музей сегодня

Достойным продолжателем музейной работы стала учитель русского языка и литературы Боярская Татьяна Юрьевна.

Результаты исследовательской деятельности говорят сами за себя: «История пионерской организации Парнинской школы». 1 место в районе, 5-е в крае («Мое Красноярье»); «А.П.Гайдар. Писатель. Гражданин». 1 место в районе, 6-е в крае («Мое Красноярье»); «Свято-Никольский храм села Парная». 1 место в районе, 4-е в крае («Мое Красноярье»). Оформлена экспозиция «Символы и ритуалы пионерской организации», стенд «Комсомольская организация совхоза «Оракский». Огромную работу провела Татьяна Юрьевна совместно с активом музея и ветеранской общественностью села по работе над «Бессмертным полком», оформлено 128 портретов ветеранов, информацию о которых педагог занесла на федеральный сайт «Бессмертный полк» http://moypolk.ru/sharypovo/soldiers

Собран и оформлен материал о воинах-афганцах, выпускниках школы. Информация предоставлена для публикации юбилейной книги «Дома офицеров» г.Красноярска. Систематизация имеющейся и сбор дополнительной информации о Героях СССР – выпускниках нашей школы – Елисееве Г.С. и Прокопчике А.П. послужили основой для установления памятной доски на здании школы к юбилею Победы в 2015 году.

С 2016 года музеем руководит Кибалина Екатерина Николаевна. Музей играет большую роль в развитии творческой и общественной активности учащихся, в совершенствовании образовательного процесса школы. Материалы музея используются при подготовке к викторинам, конкурсам, конференциям. В музее часто проходят уроки по изучению истории школы, села, а многие учителя и классные руководители используют материалы музея на своих уроках и во внеклассных мероприятиях. Здесь учащиеся овладевают навыками самостоятельной, поисковой, исследовательской работы, готовят беседы, пишут рефераты.

Сегодня в музее, помещение которого использовано максимально, экспонаты распределены по одиннадцати экспозициям: «Быт сибирских крестьян» — экспозиция старых вещей; «Это наша с тобой биография» — история села, совхоза; «Герои гражданской войны»; «Герои Советского Союза – наши земляки»; самый объемный материал посвящен Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг; «Герои Афганской войны»; «Школа и спорт»; «История школы. Выпускники. Педагоги»; «Комсомольская и пионерская организации»; «В мире красок и полотен» — о творчестве художника-земляка Сироткина Николая Гавриловича (выставка картин располагается в коридоре третьего этажа); «История села»; «История семьи в истории страны»; творчество местных поэтов и мастеров-умельцев. Всё в музее размещено с умом, привлекает внимание и заставляет задуматься. Сохраняя лучшие традиции, которые уже сложились в работе, совет музея школы пытается найти новое содержание и новые формы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня. Музей востребован, популярен среди учеников, выпускников и гостей школы. Многочисленные отзывы посетителей школьного музея доказывают это. Для одних музей – память о родной школе, о любимых учителях, о родном крае; для других – это встреча с детством, с одноклассниками.

Школьные музеи — это островки живой истории, хранители фондов историко-культурного наследия нашего народа. Будучи результатом совместного коллективного творчества педагогов и учащихся, они способствуют улучшению учебно-воспитательного процесса, становятся творческой лабораторией, приобщающей учащихся к исследовательской и поисковой работе.

В ШКОЛЕ СОЗДАН УГОЛОК ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «ПАРНИНСКАЯ ШКОЛА. ИСТОРИЯ»

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «ПАРНАЯ. ИСТОРИЯ»

Виртуальный музей «Спасибо вам, фронтовики…»

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «Боевой славы»

 

 

 

 

 

 

 

Пролистать наверх